9880. Программа Экология для дошкольников

Подробности Категория: Для дополнительного образования Создано 13.08.2012 14:47

Программа курса «ЭКОЛОГИЯ» Экологическая этика

для дошкольников 5-6 лет .

Учебная нагрузка 1 час в неделю 38 часов в год. Продолжительность занятия 35 минут.

Автор: Муравник Галина Леонидовна

I. Пояснительная записка

I.1. Предлагаемый курс предназначен для обучения детей старшего дошкольного возраста 5-6 лет в течение одного года с учебной нагрузкой 1 час в неделю.

Основной дидактической идеей курса «Экология» является идея многообразия природы, проявление этого многообразия в различных формах жизни на Земле, идея целостности, взаимозависимости, гармонии отношений, присущих природе. Дети постепенно, но вместе с тем настойчиво и неуклонно, подводятся к осознанию важной мысли о том, что мир природы хрупок и незащищен перед неразумной, подчас варварской эксплуатацией человека, что природа нуждается в нашей помощи и защите. В рамках курса ставятся и решаются задачи не просто наполнения детей определенной суммой знаний, но также создания культурно-экологической среды для развития их интеллектуальных способностей, стремления к формированию у них нового стиля мышления и отношения к природе.

Таким образом, предлагаемая программа курса «Экология» есть попытка реализации системного, целостного подхода в образовании. Хотелось бы преодолеть фрагментарность, присущую ряду аналогичных курсов. Мир, познаваемый на уроках экологии, должен предстать перед детьми не мозаикой, сложенной из осколков каждый из которых сам по себе интересен и прекрасен , но целостной, согласованной системой знания, скрепленного единой идеей.

I.2. Как может быть сформулирована цель предлагаемого курса? Это — последовательное, комплексное, непрерывное формирование у детей с раннего возраста экологической культуры, грамотности, пробуждение в них интереса, любви к природе и, как следствие этого, ответственного отношения к ней — общему достоянию человечества.

Таким образом, предлагаемый курс является одновременно обучающим, поскольку дает глубокое соответствующее возрастным возможностям интеллектуальное знание развивающим и воспитывающим.

Следовательно, в целом задачей курса «Экология» является всестороннее целостное воспитание и развитие личности ребенка.

I.3. Курс Экология предполагает решение следующих образовательных задач:

  • формирование системных экологических понятий и представлений о природе и мире как среде жизнедеятельности человека
  • иллюстрирование этих понятий яркими, образными, хорошо запоминающимися примерами, доступными для восприятия и осознания в данной возрастной группе
  • формирование первичных представлений о необходимости природоохранной деятельности
  • воспитание экологической культуры и нравственности как основы взаимоотношений человека и природы
  • воспитание бережного отношения к живой и неживой природе, осознания ответственности за свои поступки.
  • воспитание неравнодушия к происходящему вокруг
  • развитие навыка наблюдений в природе и способности анализировать их.

I.4. Курс Экология предполагает решение следующих развивающих задач:

  • пробуждение, формирование и стимулирование собственной познавательной активности детей
  • развитие умения воспринимать мир во всем его многообразии посредством органов чувств
  • развитие навыков общения, ведения диалога, способности формулировать свое мнение
  • формирование терпимости, уважительного отношения, способности слышать, понимать и принимать мнение другого человека
  • воспитание нравственного отношения в природе и всему происходящему в мире
  • формирование социокультурных навыков.

Таким образом, предлагаемый курс Экология базируется на принципе единства интеллектуального познания, эмоционального переживания и практического действия.

I.5. Необходимость данного курса вызвана тем обстоятельством, что мы являемся одновременно свидетелями, жертвами, и, одновременно, творцами глобального экологического кризиса, который стал следствием потребительского, непродуманного отношения человека к природе. Долгие годы детям старательно навязывалась мысль о том, что мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача фраза, приписываемая И.В.Мичурину . На этом безнравственном лозунге воспитывались целые поколения. Плоды подобной деятельности придется исправлять и врачевать тем детям, которых мы растим сейчас. Ребенок с раннего возраста должен понять, почувствовать свое кровное, неразрывное родство с природой — нашей кормилицей, помощницей, защитницей и другом. Он должен ощущать природу свой родиной, своим отечеством, где быть незнайкой или чужеземцем стыдно и невозможно. Как представляется автору курса, идея так называемых побед над природой должна навсегда уйти из нашего сознания. И детям надо с непреложной ясностью продемонстрировать, что попытка покорения природы обернулась для всех нас, обитателей планеты Земля, катастрофой.

Однако наряду с примерами неблагополучия в природе, детям необходимо показать реальные пути для исправления допущенных в прошлом ошибок и просчетов. Наша задача — помочь им осознать, что человек может и должен найти с окружающей природой, частью которой является он сам, общий язык.

Таким образом, данный курс — это попытка экологизации сознания детей, которым в недалеком будущем неизбежно предстоит определять стратегию и тактику взаимоотношений природы и человеческой цивилизации. К сожалению, у нас не осталось иного пути: люди должны найти такие алгоритмы поведения в природе, которые бы не угрожали существованию ни самой природы, ни человечеству как биологическому виду.

II. Основные направления и содержание учебной деятельности

Основной формой обучения являются групповые занятия продолжительностью 35 минут. Учебная нагрузка в каждой группе составляет 1 час в неделю, т.е. около 38 часов в год. Наполненность группы 15-20 человек.

Курс «Экология» подразумевает знакомство детей с базовыми понятиями окружающего мира, с многообразием живой и неживой природы, основами поведения человека в природе и обществе. Много внимания при этом уделяется формированию у детей бережного, гуманного отношения к природе и ее многочисленным обитателям — живым существам, являющимся нашими друзьям, младшим братьям, помощниками, кормильцами, за жизнь которых все мы несем ответственность.

При работе с дошкольниками необходимо использовать, насколько позволяют возможности, аудио- и видеоматериалы, различные игровые формы, что делает занятия не только более интересными, эмоционально яркими, но и способствует лучшему усвоению предлагаемого материала.

Уроки по курсу «Экология» проводятся в нескольких формах, дополняющих друг друга и делающих усвоение учебной программы более эффективным.

Теоретическая форма занятий это знакомство с определенным учебным материалом в соответствии с программой обучения по методике, о которой будет сказано ниже , а также работа с научно-популярной экологической, художественной литературой, с русским и мировым фольклором, с образцами изобразительного искусства.

Практическая форма занятий предполагает работу с различными коллекциями, моделями, муляжами и т.д.

Выездные занятия — экскурсии в Зоологический и Биологический музеи, Московский зоопарк, Ботанический сад.

Игровые занятия — активное использование различных игр. Игра является не только средством отдыха детей на занятии, но и выполняет ряд дидактических задач. В игре наиболее ярко проявляются личностные качества каждого ребенка, а следовательно появляются возможности для коррекции его поведения. Кроме того, игра является способом взаимодействия детей, она дает им первичные навыки социокультурного поведения, совместной целенаправленной деятельности. Более того, игра позволяет развивать внимание, воображение, фантазию, находчивость ребенка, его наблюдательность, умение формулировать и решать возникающие перед ним задачи. Наконец, игра дает эффект «личного присутствия», «проживания» ситуации, что делает процесс обучения более достоверным, эмоционально окрашенным, интересным для детей и, следовательно, лучше понимаемым и запоминаемым. Однако важно, чтобы игра, вместе с тем, оставляла место для тайны, не превращала бы сокровенное в банальное.

III. Метод преподавания

Автором использована диалоговая педагогика, основой которой является сократический урок-беседа. Главная идея этого подхода — это не привнесение знаний извне, но рождение их на занятии, в процессе диалога с детьми. Следовательно предлагаемое знание является ответом на духовные потребности детей, на их живое вопрошание. Оно не есть глыба, которая обрушивается на ребенка, грозя раздавить его обилием информации, но, напротив, является тем фундаментом, который поможет ему двигаться по пути познания дальше. Главное — не погасить в детях их естественную любознательность, но незаметно и вместе с тем точно направить ее в нужное русло. Важно при этом стремиться не к полноте знания, которая невозможна не только в этой возрастной группе, но и при работе с более старшими детьми, но к полноте понимания тех вопросов и проблем, которые выносятся на занятие.

Как строится наше занятие? Можно сказать, что это — совместное свободное движение детей и преподавателя к поставленной цели. И движение это незаметно направляется учителем с помощью ниточек сократических вопросов. Поставить точный сократический вопрос — самая большая сложность, требующая педагогического мастерства и навыка. Почему? Этот вопрос должен быть мостиком между темой предыдущего занятия и того, которое планируется провести сегодня. Кроме того, в нем должны соединиться впечатления как учителя, так и детей, причем впечатления, оставшиеся от прошлого занятия и рождающиеся в данный момент. Помимо этого, сократический вопрос должен непременно побуждать детей к поиску ответа, пробуждая и стимулируя их естественную любознательность.

Итак, найден и произнесен сократический вопрос, а далее начинается чудо — это живой неповторимый, подчас с непредсказуемыми поворотами диалог учителя и детей. Важнейшая задача педагога — деликатно уточнять и направлять эти вопросы-ответы детей, помогая им обучаться культуре дискуссии, умению слышать другого, соотносить свое мнение с мнением остальных участников диалога.

По вполне понятным причинам, дети не могут дать правильный и полный ответ на поставленный учителем вопрос. Однако, стараясь найти решение, они непроизвольно расширяют поле вопросов и совместно ищут ответы на них. Вот из этой суммы их ответов учитель и должен вытянуть ту золотую ниточку, которая, как нить Ариадны, поможет им найти правильный путь. Так происходит развитие диалога в ходе урока. Однако настает такой момент, когда дети уже не могут ответить на уточненный вопрос учителя, поскольку у них для этого просто нет необходимого знания. Вот в этот момент и следует ввести блок информации , которая уже с нетерпением ими ожидается, поскольку интерес к обсуждаемой проблеме разбужен. Эта новая для детей информация, как семя, ложится на возделанную в ходе сократической беседы почву. Как показывает наш опыт, дети с жадностью и неподдельным интересом впитывают эту информацию, глубоко эмоционально переживают ее, надолго сохраняя в своей памяти, делясь новым знанием с членами своей семьи, сверстниками. Подобная схема может быть повторена на уроке несколько раз. Завершается занятие обязательным связыванием новой информации с предыдущим знанием и опытом детей, т.е. все замыкается в единую логическую цепь.

Итак, сократическая беседа, по опыту и мнению автора, активизирует творческие силы детей, помогая включить в диалог даже самых робких и застенчивых из них. Эти уроки-беседы всегда эмоциональны, потому что связаны с живым опытом, знаниями и потребностями духовного роста ребенка.

Приобретаемые таким образом знания не лежат в детях пассивно, как в камере хранения, но напротив, они востребованы и, что самое важное, дополнены, обогащены на занятии. Новая информация вплетается органично и непринужденно. Разговор, касающийся самых серьезных и непростых вопросов, приносит радость открытия, как бы совершенного детьми самостоятельно, их совместным творческим поиском.

Нам представляется, что диалоговая педагогика имеет многие преимущества перед монологом пусть и очень знающего, эрудированного учителя, ибо «мера слову есть не то, что говорится, а то, что будет услышано» древнерусский сборник «Пчела» . Слышат же дети, как известно, именно то, что для них актуально, интересно в данный момент, что является потребностью их духовного роста.

В ходе занятий нами используются разнообразные коллекции насекомых, птичьих гнёзд, перьев, яиц, раковин моллюсков и пр. , а также гербарии и комнатные растения, наглядные пособия, муляжи и пр. Важным дидактическим элементом являются видеофильмы, небольшие фрагменты которых в качестве иллюстративного материала также используются автором.

IV. Условия реализации программы

Занятия проводятся в специально оснащенном кабинете, носящем необычное, привлекающее детей название «Тайны природы». По сути — это жи вой уголок, в котором содержатся различные животные. Уход за животными, в котором принимают посильное участие дети, помогает им познакомиться с особенностями того или иного живого существа, его образом жизни и содержанием в неволе. Мы считаем, что такой вид деятельности чрезвычайно важен для правильного духовного воспитания де тей, в особенности городских жителей, в значительной мере отлученных от живой природы.

Помимо радости общения с живыми существами, дети обретают дополнительные навыки и знания, а также осознают свою ответственность за тех «кого мы приручили», как писал Экзюпери.

Кроме многочисленных животных, в кабинете имеется различное демонстрационное оборудование, также используемое на занятиях. Кроме то го дети участвуют в создании ряда стендов, таких как «Наши любимые питомцы», «Не имей сто рублей, а имей сто друзей», куда они помещают фотографии своих домашних животных, рассказывая о них на занятии, делясь своими наблюдениями.

В кабинете действует постоянно обновляющийся стенд «Они должны жить!», для которого отбирают ся детские работы, иллюстрирующие Красную книгу природы.

Помимо этого, кабинет оснащен видеомагнитофоном и фильмотекой научно-популярных и учебно-познавательных фильмов. Имеется также записи голосов птиц.

В кабинете есть эколого-биологическая библиотека, которая постоянно пополняется и служит научной базой, делающей занятия полноценными и информационно наполненными.

Также в кабинете имеется ряд коллекций, которые вызывают большой интерес у детей это энтомологические коллекции, птичьи гнезда, яйца и перья, раковины моллюсков, коллекции иглокожих, семян дикорастущих растений, гербарии и т.д. .

V. Программа курса «Экология»

1 занятие в неделю, 38 часов в год

I. Введение.

1. Знакомство с живыми обитателями кабинета. Как правильно вести себя на занятиях в живом уголке. «Мы в ответе за тех, кого приручили» — как нам понимать эти слова Лиса, сказанные Маленькому Принцу. Рисуем обитателей живого уголка.

2. Что такое экология? Какой «дом» изучает эта наука? Зачем нужны экологические знания нам. Экология — наука о связях между живыми существами и их общим «домом», между человеком и природой. Земля наш общий дом. Примеры экологических ошибок, совершенных в прошлом фотографии . Как их исправить.

3. Живая и неживая природа: примеры, отличия. Зачем человеку растения и животные? Что было бы, если бы их не стало? Природа нуждается в нашей помощи. Как человек должен дружить с природой.

4. Красная Книга — боль природы. Зачем нужны Красные Книги. Путешествие по грустным страницам Красной Книги России. Что угрожает жизни живых существ. Как мы можем им помочь. Что для этого надо делать и чего делать нельзя. Читаем рассказ «Мы хотим, чтобы жили лебеди».

II. Времена года

1. За окном — золотая осень. Приметы осени. Наряды природы. Читаем рассказ К.Д.Ушинского «Четыре желания» и рисуем любимое время года. Игра: «Когда это бывает?». Стихи и картины на осеннюю тему. Подготовка к празднику «Золотая осень». Какие еще времена года бывают. Их отличия. Как природа готовится к зиме, что в ней меняется.

2-4. Рисуем коллективную картину-панно «Золотая осень». Что мы хотим выразить своим рисунком и как это сделать. Приклеиваем к нарисованной картине засушенные осенние листья, рассказывая, от какого они дерева. Рассматриваем листья размер, форма, цвет и любуемся их красотой. Отгадываем загадки о временах года, явлениях природы.

III. Лес — наш друг

1. Почему говорят: «Лес — наше богатство»? Что такое лес — толь ко ли деревья. Этажи леса мхи и лишайники травы кустарники деревья . Кто на каком этаже живет и может ли он «поменять» свою квартиру.

2. Какие бывают леса: хвойные, лиственные, смешанные. Деревья каждого вида леса. Обитатели лесов. Вспоминаем о летних прогулках в лесу. Рисуем леса.

3. Экскурсия в осенний парк.

4. Охрана леса: от кого и как? Болеет ли лес и почему? Кто вредит лесу? Кто и как помогает охранять лес. Дятлы «Айболиты» леса. Как дятел лечит лес. Питание дятла зимой. Рисуем «портрет» дятла.

5. Жаба — неутомимый помощник в борьбе с насекомыми. Надо ли бояться и уничтожать жаб. Читаем рассказ о жабе по кличке Страшила. Рисуем иллюстрации к рассказу.

6. Муравьи: санитары и хранители лесов. Знакомимся с удивительной жизнью муравьиной семьи. Кто главный в муравейнике? Профессии муравьев. Муравейник — сказочный городок. Как он устроен? Как муравьи охраняют лес? Читаем басню И.А.Крылова «Стрекоза и муравей» и сказку «Муравьишка». Рисуем картины о муравьиной жизни.

7. Лесная «Скорая помощь». Кто еще помогает лесу? Летучая мышь — птица или зверь. Жизнь летучих мышей. Как они «видят ушами». Рассказ о необычных опытах Ладзаро Спалланцани. Летучие мыши — непревзойденные охотники за насекомыми. Легенды и правда о летучих мышах. Существуют ли мыши-вампиры? Важность охраны летучих мышей. Рисуем «портрет» летучей мыши.

8. Зачем лесу грибы? О дружбе деревьев и грибов. Как устроен гриб грибница, ножка, шляпка, споры . Грибы съедобные и ядовитые. Правила грибников. Ядовитые грибы — лекарство из «лесной аптеки». Кто и зачем его принимает? Нужно ли уничтожать ядовитые грибы?

9. Другие грибы, встречающиеся в лесу. Трутовики — зачем они нужны лесу? Почему у них такое странное название? Знакомство с коллекцией трутовиков. Как раньше с их помощью добывали огонь. Сочиняем «коллективную» сказку о жизни леса и его обитателей.

IV. Животные наши друзья

1. В царстве пернатых. Почему зимой птиц меньше, чем летом. Птицы оседлые

и перелетные. Почему они улетают в теплые страны: голод или хо лод? Ласточка и Дюймовочка вспоминаем эту сказку Андерсена . Знакомимся и рисуем перелетных птиц.

2 Рассказ о птицах, остающихся с нами на зиму. Как по мочь птицам, зимующим с нами. Птичья столовая: как ее сделать, что туда положить. Смотрим рисунки в книге «Птичья столовая». Рисуем птичью столовую и ее посетителей.

3. Учимся делать кормушки для птиц из пакета от молока или сока. Задание на дом: повесить сделанную кормушку рядом с домом, кормить птиц во время прогулки, наблюдать за ними. Подготовить рисунок фото и рассказ о своих наблюдениях.

4. Зимняя жизнь лесных зверей: волки, лисы, белки, зайцы, мыши, лоси. Кто как питается зимой. Невидимая жизнь под снегом мыши .

5. Следопытство. Учимся читать «Книгу леса». Какие следы оставляет лиса, заяц, белка, мышь, медведь. Рисуем следы этих животных. Что еще можно узнать по оставленному следу. Распутываем историю, записанную на снегу, и придумываем рассказ.

6. Медведи — герои сказок каких именно? . Какие они на самом деле? Жизнь бурых медведей. Медведица — заботливая мама. Что умеет «неуклюжий» мишка. Так что же больше всего любит медведь, мед или лук? Почему медведь даже дрессированный опасен для человека?

7. Какие еще бывают медведи белые, черные, солнечные . Смотрим альбом «Медведи». Особенности поведения медведей. Необходимость охраны медведей в наши дни. Смотрим видеофильм о медведях. Рисуем медведей. Лепим белого медведя из соленого теста.

8. Волки — герои сказок каких именно . Какие волки в сказках и какие они на самом деле. Повадки и жизнь «серого волка». Взаимоотношения в волчьей стае. Рисуем волка на охоте. Волчица и ее дети. Как и чему волчата учатся в «волчьей школе». Как отличить волка от собаки хвост, вой, форма головы, следы задних ног . Роль волка в жизни леса. Что произошло, когда уничтожили всех волков. Важность охраны волков. Смотрим видеофильм о жизни полярных волков. Лепим полярного волка из соленого теста.

9. Бобры «маленькие лесные люди». Почему их так называют. Бобры — лучшие лесные строители. Как они живут и что делают. Строительство плотин и хаток. Чем бобры помогают природе. Бобровые заповедники России.

10. Барсуки — жители леса. Образ жизни и повадки барсука. Чему нас может научить это животное-чистюля? Как лиса выгоняет барсука из его норки? Неоценимая помощь барсуков лесу — уничтожение насекомых-вредителей.

11. Появление перелетных птиц. Первые весенние птицы кто это? Птичьи хлопоты весной активная подготовка в выведению потомства. Слушаем записи голосов птиц в природе. Учимся различать птиц по их песенке. Приметы весны. Что меняется в природе. Стихи о весне. Рисуем весну и первых весенних птиц.

12. Рассказ о скворце. Почему люди издавна строят домики для скворцов? Как сделать скворечник. Помощь скворцов в охране леса и сада.

13. Насекомые весной. Кто как зимовал? Бабочки: как они переносят зиму. Чудо рождения бабочки. Читаем рассказ А.Плешакова «Необычное дежурство». Смотрим иллюстрации в книге «Энтомология в картинках» и альбом «Бабочки». Знакомство с коллекцией тропических бабочек. Роль бабочек в природе? Надо ли уничтожать гусениц? Охрана редких видов бабочек.

14. Экскурсия в Зоомузей МГУ.

VII. Растения и человек

1. Что происходит весной с растениями? Откуда берутся листья на ветках? Что будет, если срезанную ветку дерева поставить в воду. Проводим фенологическое наблюдение: в течение трех недель зарисовываем изменения, которые произошли с веткой, поставленной в воду. Тайны появления листьев и цветов. Охрана деревьев.

2. Первые весенние цветы самые смелые. Подснежник, мать-и-мачеха, медуница, примула. Почему они носят такие имена. Вспоминаем сказку «12 месяцев». Вывод: каждый цветок распускается в свое время. Почему нельзя собирать в лесу ландыши и медуницу. Красная Книга растений. Как помочь сохранить редкие виды. Рисуем растения из Красной Книги Москвы.

3. Растения на наших грядках. Как растет картошка, морковка, лук, свекла? Что будет, если посадить их в землю. Ставим опыт и проводим наблюдение в течение месяца. Обсуждаем те изменения, которые мы замечаем. Как происходит «чудо роста»? Почему репка в сказке выросла такой большой? Чем питается растение?

4. Читаем сказку Плешакова «Как поспорили растения». Какой вывод мы можем сделать из нее? Как человек должен вести себя в лесу, в поле, на лугу и т.д. Формулируем «Правила Друзей Природы». А можем ли мы их исполнять? Что для этого нужно? Как правильно и безопасно разводить костер.

5. Рисуем экологические листовки и значки. Слушаем стихи и разгадываем загадки и растениях.

6. Экскурсия в Ботанический сад.

VIII. Заключение.

1. Еще раз о том, что такое ЭКОЛОГИЯ наука, которую мы изучали. Как люди должны вести себя в природе — нашем общем доме? Главный принцип, как у врача «Не навреди!». Мы — друзья природы, будем заботиться и помогать ей.

2. Экскурсия в Московский зоопарк.

VI. Прогнозируемые результаты

Учащиеся должны знать:

что такое экология, каковы ее задачи и назначение в современном мире

начальные экологические понятия

о взаимоотношениях организмов друг с другом и с человеком

о единстве живой и неживой природы, необходимости бережного отношения к ней

о месте и роли человека в природном сообществе, о единстве природы и человечества

о причинах создания и назначении Красной книги

о местных видах растений и животных, занесенных в Красную книгу

о причинах и возможных последствиях экологических катастроф

о ценности и уникальности каждого природного объекта

о современных экологических проблемах и возможных путях их решения

о правилах поведения человека в природе

Учащиеся должны уметь:

выполнять правила безопасного поведения в природе, в быту, общественных местах

применять свои знания в обращении с живыми организмами

изготавливать кормушки, подкармливать и охранять птиц

охранять редкие виды растений и животных

наблюдать за предметами и явлениями окружающей среды по заданной схеме

проводить простейшие экологические наблюдения в природе

формулировать и обосновывать собственное мнение по тому или иному вопросу экологической проблеме

Представленный курс Экология экологическая этика решает задачу воспитания в ребенке доброты, милосердия, сострадания, бережного отношения к каждому живому существу и к природе в целом. Но в то же время курс направлен на формирование в детях стремления к активному, сознательному участию в экологической деятельности в дальнейшем на основе приобретенных знаний. Фактически дети получают первые, столь необходимые им духовно-нравственные уроки, основанные на экологическом материале.

VII. Литература

Литература, используемая на занятиях

1. Акимушкин И, Мир животных т.1-4

2. Андерсен Дюймовочка

3. «Бабочки» альбом

4. Бауэр Э. Зверята со всего света

5. Бианки В. Сказки из леса

6. Большая энциклопедия природы для детей

7. Дмитриев Ю. Книга природы

8. Зоопарк в твоей книжке

9. Корецкая Т. Окно в мир

10. Какие звери живут в лесу альбом-раскраска

11. Маршак С. Времена года

12. Медведи альбом

13. Моя первая книга о природе

14. Мурзин Б. Бабочки

15. Онегов А. Первый цветок

16. Отто фон Фриш Цветной атлас животных

17. Пухальский В. Обитатели леса

18. Пришвин М. Кладовая солнца

19. Плешаков А. Зеленые страницы

20. Редкие животные нашей страны

21. Плешаков А. Природа

22. Свирель детский экологический журнал

23. Танасийчук В. Энтомология в картинках

24. Удивительное в жизни животных

25. Удивительные животные

26. Энциклопедия для детей: Биология .

Литература, рекомендованная для учителей

1.Агесс П. «Ключи к экологии» Л. 1982

2. Акимушкин И, Мир животных , т.1-4, М. 1992-1998

3. Акимушкин И. Причуды природы , М. 1998

4. Альбом из серии Мир животных : Удивительные животные , Белфаст, 1994

5. Альбом из серии Мир животных : Медведи , Белфаст, 1994

6. Альбом из серии Мир животных : Совы , Белфаст, 1994

7. Артамонов В. Редкие и исчезающие растения , М. 1989

8. Атлас-определитель бабочек , М. 1986

9.Балбышев И. Из жизни леса , Л. 1987

10.Балбышев И. Времена года Л. 1971

11.Банников А. Флинт В. Мы должны их спасти Очерки о животных из Красной книги , М. 1982

12. Бердосов и др. Экологический букварь , М. 1993

13. Бобров Р. Беседы о лесе , М. 1982

14. А.Брэм Жизнь животных в 3 т. М. 1992

15.Верзилин Н. Растения в жизни человека , М. 1988

16.Верзилин Н. Корсунская В. Лес и жизнь , Л. 1966

17. Гиляров М. Криволуцкий Д. Жизнь в почве , М. 1985

18. Герасимов В. Животный мир нашей Родины , М. 1985

19. Голубева Е. Занимательное естествознание серия Нескучный учебник , СПб, 1997

20. Дежкин В. В мире заповедной природы , М. 1989

21. Дмитриев Ю, Книга природы , М. 1990

22. Дмитриев Ю. Пожарицкая Н. Твоя Красная книга , М. 1986

23. Добрецова. Н. Сидельникова Г. Я и мир вокруг меня , Экологическое образование, 2000, N3

24. Ильичев и др. Птицы Москвы и Подмосковья , М. 1986

25. Захлебный А. Реброва Л. Экологическое образование: проблемы и решения М. 1992

26. Зоопарк в твоей книжке , Харьков, 1992

27. Зуев Д. Дары русского леса , М. 1977

28. Корецкая Т. Окно в мир , М. 1996

29. Кузнецова М. Резникова А. Сказания о лекарственных растениях , М. 1992

30. Лемешев М. Мы и природа , М.,1989

31. Монин А. Шишков Ю. Глобальные экологические проблемы климат и его изменения , М. 1990

32. Новиков В. Губанов Н. Школьный атлас-определитель высших растений , М. 1985

33. Определитель птичьих гнезд , М. 1996

34. Петров В. Растительный мир нашей Родины , М. 1991

35. Попова Т. Мир вокруг нас , М. 1998

36. Пухальский В. Обитатели леса , Варшава, 1968

37. Растения и животные руководство для юного натуралиста , М. 1991

38. Редкие животные нашей страны , Ленинград, 1989

39. Реймерс Н. Природопользование словарь-справочник . М. 1990

40. Салеева Л. Натуралистические игры младших школьников , М. 1994

41. Сергеев Б. Жизнь лесных дебрей , М. 1988

42. Сосновский И. Редкие и исчезающие животные , М. 1987

43. Строков В. Пернатые друзья лесов , М. 1976

44. Удивительное в жизни животных , Саратов, 1970

45. Удивительный мир живой природы 5 томов . М. 1997-1998

46. Формозов А. Спутник следопыта , М. 1989

47. Франко Г. Дидактический материал по теме Экология и духовно-нравственная культура Методический альманах калужского департамента образования ,

Калуга, 1994

48. Храбрый В. Школьный атлас-определитель птиц , М. 1988

49. Хэрриот Дж. И всех их создал Бог , М. 1996

50. Хэрриот Дж. Среди Йоркширских холмов , М. 1996

51. Хэрриот Дж. Собачьи истории , М. 1996

52. Цветкова И. Экология для начальной школы игры и проекты , Ярославль, 1997

53. Экология. Энциклопедия окружающего мира , М. 1997

54. Энциклопедия для детей: Биология , М. 1996

55. Яковлев К. «Лесные дива. Грибной календарь». М. 1979.

Литература, рекомендованная для совместного чтения родителей и детей

1. Адамсон Дж. «Рожденная свободной», М. 1996

2. Акимушкин И. Причуды природы , М. 1998.

3. Андерсен Г.-Х. Дюймовочка , М. 1975

4. Бажов П. Уральские сказы , М. 1987

5. Бианки В. Сказки из леса , М. 1996

6. Бианки В. Лесная газета , М. 1986

7. Верзилин Н. По следам Робинзона , М. 1994

8. Даррелл Дж. «Рози, моя родственница» М. 1999

9. Корецкая Т. Окно в мир , М. 1996.

10. Плешаков А. Зеленые страницы , М. 1996

11. Пришвин М. Кладовая солнца , М. 1976

12. Сеттон-Томпсон Рассказы о животных , М. 1996

13. Удивительный мир живой природы 5 томов . М. 1997.

14. Хэрриот Дж. И всех их создал Бог , М. 1996

15. Хэрриот Дж. Среди Йоркширских холмов , М. 1996

16. Хэрриот Дж. Собачьи истории М. 1996

17. «Что такое. Кто такой», т.1-3, М. издания разных лет

18. Экзюпери А. «Маленький принц» в сб. «Сказки зарубежных писателей» , М. 1986

Литература, использованная для создания программы

1. Вахрушев А. Бурский О. Раутиан А. Учебно-методический комплект Мир и человек для 4-летней школы , М. 2000

2. Вернадский В. Философские мысли натуралиста , М. 1989

3. Захлебный А. Реброва Л. Экологическое образование: проблемы и решения М. 1992

4. Окружающий мир. Начальная школа. Программно-методические материалы , М. 2000

5. Организация экологического образования в школе под ред. Зверева И. Суравергиной И. , Пермь, 1990

6. Плешаков А. Экология для младших школьников факультативный курс для начальных классов , М. 1995

7. Попова Т. «Мир вокруг нас», М. 1998

8. «Программы по экологии», М. 1995

9. Сурова Л. «Православная школа сегодня», Владимир, 1996

10.Тарасова Т. Экологическое образование младших школьников на межпредметной основе , Начальная школа , 2000, N 10.

Руководитель объединения «Тайны Природы»

Центра детей и юношества Россия Молодая Москва Муравник Галина Леонидовна

Пояснительная записка

Рабочая программа факультативного курса «Экология растений» для учащихся 6 класса составлена на основе программы для ОУ, 1-11 класс под редакцией С.И. Беляниной и Ю.И. Буланого 2007г.

Концептуальной основой данного курса экологии являются идеи:

— преемственности начального и основного общего образования

— интеграции учебных предметов экология, биология, география, физика, химия и др.

— гуманизации образования

— соответствия содержания образования возрастным закономерностям развития школьников

— личностной ориентации содержания образования

— деятельностного характера образования и направленности содержания на формирование общих учебных умений, обобщённых способов учебной, познавательной, практической, творческой деятельности

— формирование у учащихся готовности использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач ключевых компетентностей. в общении, познавательной деятельности .

Эти идеи являются базовыми при определении структуры, целей и задач данного курса.

Цель курса. целенаправленное формиро вание общих биологических и экологических понятий через установле ние общих признаков жизни: вырас тить «главные ветви» знаний, а затем идти к более мелким элементам, опираясь на принцип «от целого к частям».

Задачи курса и экологического образования в целом представляют в совокупности процесса обучения, воспитания и развития личности.

Образовательные:

— формирование знаний об экосистемной организации природы Земли в границах обитания человека

— системы интеллектуальных практических умений по изучению, оценке и улучшению состояния окружающей среды своей местности и здоровья населения

— способствовать формированию у школьников предметных умений и навыков: умения работать с микроскопом и гербарием, наблюдать и описывать природные объекты, сравнивать их, ставить несложные опыты, вести наблюдения в природе, умение распознавать наиболее распространённые организмы растения, животные, грибы своей местности через систему лабораторных работ и экскурсии

— создать условия для формирования у учащихся творческой, учебно-исследовательской ипроектной компетентностей.

Развивающие:

— создать условия для развития у школьников интеллектуальной, эмоциональной, мотивационной и волевой сферы

— развивать у учащихся все виды памяти, внимания, мышления, воображения, эстетических эмоций, положительного отношения к учёбе, умения ставить цели через учебный материал каждого урока, использование на уроках ТСО, музыкальных фрагментов, стихов, загадок, определение значимости любого урока для каждого ученика

— развитие волевой сферы убеждения в возможности решения экологических проблем, стремления к распространению экологических знаний и личному участию в практических делах по защите окружающей среды.

Воспитательные:

воспитывать потребности мотивов, побуждений поведения и деятельности, направленных на сохранение и улучшение состояния окружающей среды, ответственного отношения к природе, бережного отношения к учебному оборудованию компетентность деятельности . умение работать в коллективе на уроках, экскурсиях, в процессе выполнения лабораторных работ, планирования и реализации ученических исследований и проектов компетентность социального взаимодействия.

Данный курс включает как теоретические занятия, так и выполнение практических работ. Занятия сопровождаются систематическим контролем знаний учащихся путём устного опроса, выполнения письменных заданий.

На реализацию курса согласно базисному плану школы выделено 17,5 учебных часов из расчёта 0,5 часа в неделю .

Программа объединения дополнительного образования Экологическая тропа

Программа объединения дополнительного образования

«Экологическая тропа» 135 ч

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА ПРОГРАММЫ

Тип программы авторская

Образовательная область интегрированная

Направленность деятельности эколого — биологическая

Способ освоения содержания образования — репродуктивный, исследовательский

Уровень реализации программы — дополнительное образование

Форма реализации программы групповая

Продолжительность реализации программы 1 год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В условиях новой рыночной экономики часто теряют смысл общечеловеческие жизненные ценности, такие как гражданственность, любовь к Родине, родному краю, ощущению себя частью природы.

Важнейшей глобальной общечеловеческой проблемой современности стала экологическая проблема. Разрушение и загрязнение естественной среды жизни людей, варварское отношение к природным ресурсам страны, вредные для здоровья и жизни людей условия все это внушает тревогу за судьбу народа. Общество нуждается в преобразованиях, которые могут осуществить люди экологически образованные, со сформированным экологическим мировоззрением и экологической культурой. В связи с этим первостепенной образовательно-воспитательной целью должно быть формирование у каждого человека высокого уровня экологической культуры.

Последовательное изучение основных вопросов экологии, рационального использования и охраны природных ресурсов, связь с предметами естественно научного направления находит свое разрешение на занятиях объединения дополнительного образования детей Экологическая тропа . Программа данных занятий ориентирована на активное приобщение детьми к познанию окружающей среды, формирование экологической воспитанности, включающей экологическое сознание, чувства, экологическую деятельность и поведение, экологическое отношение и носит образовательный характер.

Она разработана в соответствии с «Типовым положением об учреждениях дополнительного образования детей».

Цель данной программы воспитание у учащихся любви к природе, бережного отношения к ней, получение навыков общения с природой, умений проводить практические природоохранные мероприятия.

Программа ставит перед собой следующие учебно-воспитательные задачи:

1. Формирование представлений о сущности экологии, как науке о взаимодействии человека с окружающей средой.

2. Углубление и расширение эколого краеведческих знаний.

3. Подготовка учащихся к адаптации в будущей жизни.

4. Привитие навыков к исследовательской работе.

5. Формирование чувства ответственного отношения к природе родного края, к ее природным ресурсам.

6. Развитие познавательной, творческой активности учащихся.

7. Воспитание устойчивого интереса к предмету «Экология».

8. Развитие логического мышления учащихся.

9. Развитие навыков и умений рекреационного природопользования: хождение в природном окружении, бесшумное поведение в природе, пользование водоисточниками, утилизация бытовых отходов, сбор дикорастущих растений и т.д.

10. Развитие стремления оздоровить окружающую среду, внося постепенный вклад в улучшение санитарно-гигиенических и экологических условий жизни человека.

Данная программа рассчитана на 1 год обучения. При дальнейшем углубленном изучении программа может обновляться и расширяться.

Занятия проходят 4 раза в неделю.

В группу принимаются все желающие. Специального отбора не проводится.

Программа имеет свои особенности, так как она рассчитана на разновозрастный состав учащихся.

Новизна данной программы состоит в самой структуре программы. На занятиях дети знакомятся с растительным, животным миром, природными ресурсами планеты и ХМАО, учатся проводить природоохранные мероприятия и исследовательские работы.

Построение программы предполагает вариативности. Педагог может вносить изменения в содержание тем, дополнять практические занятия новыми приемами.

Образовательный процесс осуществляется посредством следующих методов обучения:

репродуктивный воспроизводящий

иллюстративный объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала

проблемный педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути ее решения

эвристический проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы ее решения .

Основной формой работы являются учебные занятия. В проведении занятий используются формы индивидуальной работы и коллективного творчества.

Теоретическая часть дается в форме бесед, рассказа с использованием иллюстративного материала и подкрепляется практическим освоением тем.

На практических занятиях воспитанники используют разнообразные методики экологических и биологических исследований.

Программные материалы подобраны так, чтобы поддерживать интерес к занятиям у всех детей. Постоянный поиск новых форм и методов организации учебно-воспитательного процесса позволяет делать работу с детьми более разнообразной, эмоционально и информационно насыщенной.

Положительная оценка работы ребенка является для него важным стимулом. Можно и необходимо отметить и недостатки, но похвала должна и предварять и завершать оценку.

Для оценки и контроля результатов обучения учитель использует специальные карточки, беседы по изученным темам.

На учебных занятиях следует обращать особое внимание на соблюдение учащимися правил безопасности труда, противопожарных мероприятий, санитарии и личной гигиены.

Содержание программы реализуется во взаимосвязи с изучением наук в школе. Теоретические знания значительно углубят знания учащихся по биологии и экологии.

Обучаемые к концу периода обучения

Должны знать:

1. Основные экологические принципы и законы.

2. Компоненты живой и неживой природы.

3. Основные группы растений и животных.

4. Формы взаимоотношений между живой и неживой природой.

5. Взаимосвязь между природой и человеком.

6. Особенности природы родного края.

7. Принципы рекреационного природопользования.

Должны уметь:

1. Проводить самостоятельно наблюдения в природе, выполнять простейшие опыты.

2. Различать наиболее распространенные в данной местности растения и животных.

3. Выполнять правила поведения в природе, обосновывать их необходимость.

4. Пропагандировать знания об охране природы, лично участвовать в практической работе по охране природы.

5. Ухаживать за животными в школьном живом уголке.

6. Изготовлять гербарии растений родного края.

7. Изготовлять кормушки для птиц, развешивать кормушки, подкармливать птиц в зимний период.

Тематическое планирование

1. Введение 2 ч

2. Растительный мир планеты и ХМАО, его разнообразие, связь с окружающей средой 23 ч

2.1. Как устроены и живут растения? 7 ч

2.2. Оптимальные факторы роста и развития растений. Влияние светового режима на комнатные, дикорастущие и культурные растения. 2 ч

2.3. Влияние синтетических моющих средств на зеленые растения. Плазмолиз и деплазмолиз. 2,5 ч

2.4. Изучение состава и структуры леса вокруг п.Согом 3,5

2.5. Оценка жизненного состояния леса по сосне 2 ч

2.6. Многообразие лесных растений ХМАО, их использование в жизнедеятельности местного населения 3 ч

2.7. Изделия из лесных материалов, произрастающих в п.Согом, и их использование человеком. 3 ч

3. Животный мир планеты и ХМАО, его разнообразие и связь с окружающей средой 16,5 ч

3.1. Животный мир ХМАО 5 ч

3.2. Виды кормушек и правила подкормки птиц 4 ч

3.3. Изготовление ограждений для муравейников. 3 ч

3.4. Животные уголка живой природы 1,5 ч

3.5. Насекомые вредители 3 ч

4. Природные ресурсы планеты и ХМАО 29 ч

4.1. Характеристика и значение водной системы д. Согом 3 ч

4.2. Исследование природных вод д.Согом на загрязнение. Определение влияния уровня загрязнения воды на экосистемы водоема. Моделирование этапов очистки воды. 5 ч

4.3. Определение величины рН в водоемах д. Согом 2,5 ч

4.4. Влияние температуры воды на скорость роста растений 2,5 ч

4.5. Определение содержания воды в пище 2,5 ч

4.6. Определение рН атмосферных осадков 2 ч

4.7. Определение способности разных типов почв поглощать воду. Определение кислотности почвы. 3 ч

4.8. Компоненты почвы 3 ч

4.9. Разложение отходов в почве 2 ч

4.10. Полезные ископаемые Согомской территории. 3,5 ч

5. Природоохранные мероприятия на планете и в ХМАО 29 ч

5.1. Исследование загрязнения наземных экосистем 5 ч

5.2. Правила поведения в лесу 3 ч

5.3. Эколого-ботаническая экскурсия в лес весенний период 4 ч

5.4. Экологическая оценка антропогенных воздействий на местность 4 ч

5.5. Изготовление рисунков и плакатов экологической тематики 4 ч

5.6. Изготовление гербариев растений 4,5 ч

5.7. Изготовление определительных карточек растений 4,5 ч

6. Здоровье человека, связь с окружающей средой 28 ч

6.1. Экологическая оценка жилого помещения 4 ч

6.2. Оценка уровня физического развития 4 ч

6.6. «Что мы едим?». Экологическое качество продуктов питания. Расчет суточного рациона питания 5 ч

6.7. В мире этикеток экологические знаки 3 ч

Рубрика: Экологическая игра. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Обсуждение закрыто.