8725. Распутин Прощание с Матерой — сочинение Проблемы экологии в одном из произведений русской литературы XX века

Долгие годы наша страна жила мыслью о грандиозном переустройстве жизни, о построении великого светлого будущего, где все будет подчинено творческой воле человека. Возможности человека казались безграничными. Мы могли осушать моря, поворачивать вспять течение рек, заставлять природу работать на себя. А потому в русской литературе советского периода взаимоотношения человека с природой часто изображались в соответствии с тезисом тургеневского Базарова: Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник Мало кто задумывался о том, что природа не терпит насилия над собой, и как бы беспомощно она ни выглядела под натиском ружей и бульдозеров, она непременно отомстит бездумно нарушающему ее законы человеку. И наконец, пришло время, когда лучшие писатели и публицисты ударили в колокол, стремясь предупредить нас, что природу надо спасать. Ю Черниченко сравнил современные отношения человека и природы с гражданской войной: Не было бы граждан не было бы никакой войны . С призывом задуматься о проблемах экологии выступили такие замечательные писатели, как Айтматов, Астафьев, С Залыгин, В.Распутин. На одном произведении мне бы хотелось остановиться подробнее.

Прощание с Матёрой книга о том, что взаимоотношения человека и земли проблема не обычная, а глубоко нравственная. Не случайно слова Родина , народ , родник , природа одного корня. В повести образ Родины неизменно связан с образом родной земли. Матёра это и остров, и древняя деревенька с таким же названием. И все это должно исчезнуть с лица земли. Стерто будет все: дома, огороды, луга, кладбище вся земля уйдет под воду навечно. С большой тревогой и безнадежной иронией говорит старуха Дарья: Она, жизнь ваша, ишь какие подати берет: Матёру ей подавай, ого-лодела она. Одну бы только Матёру?!

Другая жительница деревни, Анна, как и все старики, знает только свою родную Матёру, любит и не хочет с ней расставаться. По ее мнению, самый большой грех на свете это лишить, человека его родины. А старая Настасья откровенно тоскует: Кто ж старое дерево пересаживает?!

Символична та весть, которая побудила героев начать активное сопротивление. Принес ее Богодул герой, который воспринимается не иначе как своеобразный дух Матёры живет он на острове одному богу известно сколько . Войдя к сидящим за самоваром старухам, он возвестил: Мертвых грабят! Наверное, многое старухи могли бы снести молча, безропотно, но не это.

Когда жители деревни добрались до расположенного за деревней кладбища, работники санэпидемстанции доканчивали свое дело, стаскивая спиленные тумбочки, оградки и кресты, чтобы сжечь их одним огнем . Им и в голову не приходит, что для Дарьи и других сельчан кладбище — нечто святое. Не зря даже сдержанная Дарья, задыхаясь от страха и ярости, закричала и ударила одного из мужиков палкой, и снова замахнулась, гневно вопрошая: А ты их тут хоронил? Отец, мать у тебя тут лежат? Ребяты лежат? Не было у тебя, поганца, отца с матерью. Ты не человек. У какого человека духу хватит?! Ее поддерживает вся деревня.

Рубрика: Экологическая игра. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Обсуждение закрыто.