7698. Темы сочинений, предполагающих рассмотрение проблемы

Тема проблема: тема частная проблема, тема общая проблема, сквозная тема . Тема частная проблема задает необходимость анализа художественного произведения с точки зрения какой-либо проблемы, не требуя от пишущего осмысления общей концепции произведения. Разрабатывая тему проблему, автор сочинения должен выдвинуть ряд аргументов, доказывающих его позицию, и обосновать их, опираясь на примеры из текста. В финале работы необходимо объяснить, какую роль играет эта проблема в общем контексте произведения.

Примеры формулировок: «Тема сумасшествия в пьесе А. С. Грибоедова «Горе от ума », «Картины русской природы в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин», «Внутренняя красота человека в романе Л. Н. Толстого «Война и мир », «Какая сила управляет всем?» Взгляд на историю в романе Л. Н. Толстого «Война и мир» , «Любовь в жизни Обломова». По роману И. А. Гончарова «Обломов » , «Тема дружбы в романе И. С. Тургенева «Отцы и дети », «Тема веры и безверия в драме М. Горького «На дне » и т.п.

Тема общая проблема предполагает глубокий анализ произведения, широкий охват литературного материала, понимание замысла писателя, его концептуальной идеи, а также места данного произведения в общей системе творчества писателя. Безусловно, в работе должны отразиться особенности культурно-исторической и социальной ситуации, причины возникновения проблемы. Кроме того, в сочинении должно быть доказано, что указанная проблема является центральной в раскрытии позиции автора произведения.

Примеры формулировок: «Тема чести и человеческого достоинства в повести А. С. Пушкина «Капитанская дочка » «Человек и власть по одному из произведений А. И. Солженицына », «Тема «общей» жизни нации в романе Л. Н. Толстого «Война и мир», «Образ жестокого мира в драматургии А. Н. Островского» По одной из пьес: «Гроза» или «Бесприданница » , «Трагедия гражданской войны» По роману М. А. Шолохова «Тихий Дон » , «Тема творчества в романе М. А. Булгакова «Мастер и Маргарита», «Проблема нравственного выбора» По одному из произведений литературы XX в. и т.п.

Типичные ошибки при раскрытии тем данного типа:

— сочинение не содержит объяснения того, как автор работы понимает поставленную проблему

— сочинение сводится к пересказу содержания текста, так как автор работы не владеет приемами анализа художественного произведения

— сочинение содержит общие фразы, не представлен анализ текста произведения

— выводы и обобщения отсутствуют или носят поверхностный характер.

Сквозная тема проблема предполагает, что автор сочинения должен четко определить круг понятий, входящих в формулировку темы, осмыслить проблему в заданном аспекте, описать приемы художественного представления проблемы в анализируемых произведениях, а также обозначить свое отношение к данной проблеме.

При написании сочинения на «сквозную» тему, важно отобрать литературный материал, который отражал бы обозначенную тему наиболее ярко. Необходимо указать значимость данной темы для литературного процесса вообще и для каждого рассматриваемого писателя. Соблюдая логику разработки темы, следует провести анализ отобранных художественных произведений, обращая внимание на приемы и средства раскрытия темы разными авторами, установить возможное влияние авторов друг на друга. Трудность написания сочинений подобного типа заключается в необходимости выдержать аспект анализа рассмотрение отобранных произведении в соответствии с заданной проблемой , а также в умении четко определить концептуальную значимость проблемы в контексте литературного процесса.

Примеры формулировок: «Воспитание великое дело: им решается участь человека В. Г. Белинский По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века , «Проблема человека и власти в прозе А. И. Солженицына», «Себялюбие самоубийство. Самолюбивый человек засыхает словно одинокое дерево» И. С. Тургенев По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века , «Сила влияния нравственного выше всяких сил» Н. В. Гоголь По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века , «Тема жизни и смерти в прозе И. А. Бунина», «Ничто так не обескураживает порока, как сознание, что он угадан и что по поводу его уже раздался смех» М. Е. Салтыков Щедрин . По одному или нескольким произведениям русской литературы XIX века и т.п.

Типичные ошибки при раскрытии тем данного типа:

— неправильно определен круг произведений

— не обозначается концептуальная значимость рассматриваемой темы в контексте литературного процесса

— нарушена логика анализа проблемы: не рассмотрены приемы и средства раскрытия темы в контексте творчества каждого рассматриваемого автора

— отсутствует обобщающий вывод с учетом всех анализируемых произведений, что свидетельствует о непонимании автора сочинения литературного процесса как системного явления.

Предыдущий реферат из данного раздела: Тонкая рябина

а не к нашему прошлому »

педагог и футуролог Йан Джукс

Вход в личный

кабинет олимпиад Видеоуроки проекта Инфоурок

НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА ОКРУЖАЮЩИЙ МИР

Видеоуроки. 1 класс МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 1 класс МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 2 класс NEW! МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 3 класс NEW! МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 4 класс NEW! РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 2 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 3 класс РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 4 класс

1 часть РУССКИЙ ЯЗЫК Видеоуроки. 4 класс

2 часть NEW! МУЗЫКА Видеоуроки. 1 класс NEW! ВСЕМ УЧИТЕЛЯМ КЛАССНЫЕ ЧАСЫ ПО БЕЗОПАСНОСТИ ВИДЕО-ПРЕЗЕНТАЦИИ ДЛЯ КЛАССНЫХ ЧАСОВ ОБУЧЕНИЕ СОЗДАНИЮ ПРЕЗЕНТАЦИЙ МАТЕМАТИКА МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 5 клаcc МАТЕМАТИКА

Видеоуроки. 6 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 7 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 8 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 9 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 10 класс АЛГЕБРА

Видеоуроки. 11 класс NEW! ГЕОМЕТРИЯ

Видеоуроки. 7-9 классы ГЕОМЕТРИЯ

Видеоуроки. 10-11 классы СТЕРЕОМЕТРИЯ

Задачи. 10-11 классы РУССКИЙ ЯЗЫК

И ЛИТЕРАТУРА РУССКИЙ ЯЗЫК

Видеоуроки. 5-9 классы РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Видеоуроки. 5 класс РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Видеоуроки. 7 класс NEW! РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА Видеоуроки. 9 класс ФИЗИКА ФИЗИКА

Видеоуроки. 7 класс ФИЗИКА

Видеоуроки. 8 класс NEW! ИСТОРИЯ ИСТОРИЯ

Видеоуроки. 6 класс ИСТОРИЯ

Видеоуроки. 8 класс ВСЕМИРНАЯ ИСТОРИЯ

Видеоуроки. 9 класс ИСТОРИЯ РОССИИ Видеоуроки. 9 класс БИОЛОГИЯ БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 5 класс БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 6 класс БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 7 класс БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 8 класс NEW! БИОЛОГИЯ

Видеоуроки. 5 класс ИНФОРМАТИКА

Язык PASCAL ГЕОГРАФИЯ ГЕОГРАФИЯ

Видеоуроки. 6 класс ГЕОГРАФИЯ

Видеоуроки. 7 класс

Рубрика: Экологическая игра. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Обсуждение закрыто.