5626. «Уголок природы в подготовительной группе детского сада № 8 «Айболит». г. Удачного»

Чрезвычайно актуальной проблемой современности является, конечно же, взаимодействие человека с природой. С каждым годом наносится великий урон живой природе. И как бы мы взрослые не вели себя, и что бы ни говорили в своё оправдание, от этой темы нам деваться некуда. И чтобы начать решать эту проблему, нужно начинать экологическое воспитание всего населения, с малых до великих. Начало формирования экологической направленности личности лежит в дошкольном детстве, т.к. в этот период закладывается фундамент осознанного отношения к окружающей действительности, накапливаются яркие эмоциональные впечатления, которые надолго, а порой и на всю жизнь остаются в памяти.

В нашем детском саду одним из элементов развивающей предметной среды является уголок природы.

В моей работе будет рассматриваться уголок природы в подготовительной группе.

Цель создания уголка природы в группе способствовать развитию ребёнка в целом, формированию его как личности, удовлетворять его потребности в различных видах деятельности, научить детей экологически целесообразному образу жизни,

Работу в этом направлении мы начинаем с младшего дошкольного возраста, когда в детях закладывается фундамент познавательной активности, пробуждается интерес к окружающему.

Цель организации уголка природы в подготовительной группе продолжать работу по углублению и обобщению знаний о растениях и животных особенностях внешнего вида, размножении и т.п. , развивать умение обобщать накопленные представления о природе. Учить ответственно относится к природе, понимать её законы. Продолжать формировать умения самостоятельно работать в уголке природы.

Что бы достичь эти цели, мы создаём все условия для формирования у наших детей элементов экологической культуры, экологически грамотного поведения, реализации новых идей об универсальности и самоценности природы.

В подготовительной группе уголок природы находится в специально отведённом, хорошо освещённом место. Он находится слева от окна, на специальных тумбах и на стене, на экране из деревянных реек. В нём размещены природные объекты для ухода и наблюдений. В уголке природы находятся: комнатные растения, мини огород, аквариум, природный материал, инвентарь для ухода за растениями и животными, художественная литература, календарь природы, альбомы на темы «Времена года», «Домашние животные», «Дикие животные», «Комнатные растения», «Рыбы», «Деревья и кустарники» и др. папки раздвижки со стихами, пословицами, загадками, потешками, природными приметами, детскими рисунками и детские поделки.

На протяжении всего учебного года, я провожу с детьми ежедневный уход за комнатными растениями и животными рыбками в уголке природы.

С точки зрения экологического воспитания наибольшее значение для ухода за комнатными растениями и животными являются утренние часы до завтрака .

В уголке ежедневно дежурят по два ребёнка. Один ребёнок поливает цветы и протирает пыль влажной мягкой тряпочкой или губкой и опрыскивание цветов фото № 1, 5 , другой кормит рыбок. Поливка цветов один из сложных для детей приёмов. Нужно научить детей тому, что не все цветы одинаково поливают. Одни цветы болеют от излишней влаги, другие от её недостатка. Так же учим учитывать время года, во время усиленного роста поливают усиленно, во время покоя поливку сокращают, а также учитывается роль света, тепла и влаги в жизни растений. Вместе со мной производим, при надобности, рыхление земли, подкормку. Правильное моё общение с детьми в этом мероприятии имеет особо глубокий смысл: дети учатся видеть, какие условия необходимы растениям и животным, учатся определять, чего им не хватает в данный момент, учатся выполнять трудовые действия и овладевают орудием труда, а я, в своё время, помогаю испытывать радость от хорошо выполненной работы. Дети сами уже умеют распределять между собой обязанности. Моё общение сводится к доброжелательному пояснению, чёткому показу, помощи в каждом случае, когда ребёнок затрудняется. В беседах с детьми, углубляю и закрепляю знания дошкольников о разнообразии растений на земле. Чтобы закрепить впечатления, я использую художественное слово, народные приметы, загадки. И обязательно я нахожу возможность похвалить ребёнка, не один раз, а несколько раз на протяжении всего мероприятия. Такое педагогическое общение в совместной деятельности, очень быстро повышает экологическую воспитанность детей.

В нашем уголке природы имеются такие растения: сингониум-ноголистный, каланхоэ, традесканция, аглаонема, эухарис, бегония, ронциссус ромбический, спатифиллум Уолинса, сансевиерия Хана, пеларгония герань , эпипремнум, камнеломка, и др.

Когда в уголке природы зацветают те или иные растения, я учу детей оценивать особенную красоту цветущих растений, бережно относиться к ним во время ухаживания за ними, т.к. они требуют более внимательного отношения к себе изменение условий для нормального их роста и развития: большее количества света, уменьшение или увеличение поливки .

В каждой возрастной группе мы воспитываем в детях желание ежедневно ухаживать за комнатными растениями, объясняем, почему это надо делать. Дети знают о пользе комнатных растений, поэтому с удовольствием ухаживают за ними: опрыскивают, поливают, протирают.

Уход за комнатными растениями способствует эколого-эстетическому развитию ребёнка. Мы постарались создать такие условия разнообразие комнатных растений по происхождению, по разнообразию семейств, по размеру , чтобы дети видели красоту растений, разнообразие их красок и форм, предпочтение живым растениям перед искусственными.

У детей формируются нравственные качества, т.е. регулярное ухаживание, умение сохранить окружающую красоту природы.

Вместе с детьми выращиваем в группе лук в лотках , овёс в сетке с опилками . Для этого используем удобный лоток с отдельными стаканчиками для рассады. Посадку производим на занятиях, где каждому ребёнку даётся свой стаканчик. Это удобно тем, что задействован каждый ребёнок. Наблюдая за рассадой, дети знакомятся с основными этапами роста и развития растений, закрепляют знания об их строении, способах ухода за ними. Во время наблюдений за ростом рассады дети отражают происходящие изменения в своих рисунках. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка. Дети ведут наблюдения, у них возникают вопросы, на которые они получают ответы.

Как известно, аквариум оказывает релаксационное воздействие на детей, привлекает их внимание, даёт воспитателю возможность организовать интересные наблюдения за обитателями этого маленького водоёма, их особенностями, сформировать у ребёнка чувство ответственности за других существ, показать красоту и разнообразие, хрупкость существования подводного мира. Аквариум рассматривается как экосистема. На его примере мы показываем детям наиболее простые связи живых организмов между собой и со средой обитания фото №4 .

Наблюдения проводятся в течение длительного времени. Дети знакомятся, с особенностями аквариума, где есть грунт, камешки. Рыбам и растениям нужен свет, вода не должна быть очень холодной. В цикл наблюдений, который мы проводим с детьми, входит отдельное подробное рассматривание каждого компонента, который входит в аквариум и его значение.

Аквариум способствует познавательному развитию детей, их нравственных качеств. Нам успешно удаётся сформировать эти качества у наших детей. Они с удовольствием наблюдают за рыбками, ухаживают за ними, следят за наличием корма. В нашем аквариуме живут такие рыбки: золотые рыбки, телескоп, гуппи, меченосцы, верховка.

В уголке природы, есть зона, где дети индивидуально занимаются с природным материалом: семечки различных видов арбузные, тыквенные, подсолнуха, различные крупы, скорлупа грецкого ореха, фисташек, яичная скорлупа, шишки, их семена, ракушки фото № 9, 10 . Листья мы собираем на прогулках, экскурсиях, а также дети вместе с родителями приносят их в группу и используют их в своих поделках, которыми они занимаются в свободное от занятий время. Данный вид деятельности способствует познавательному развитию ребёнка в результате экспериментирования с природным материалом.

В уголке природы, так же дети отмечают погодные изменения в календаре природы фото № 6 . Каждый день дети наблюдают за погодой, а затем мы беседуем об изменениях погоды, выясняем, почему они произошли. Заполнение календаря — важная совместная, практическая, систематическая деятельность, в процессе которой я обучаю детей находить нужные клеточки, обозначать значками или рисунками те явления природы, которые они наблюдали, обучаю детей умению использовать и понимать символы. Особенно ценно то, что в календарях отражаются закономерные изменения природы: рост и развитие растений при соответствующих условиях, сезонные изменения живой и неживой природы. Заполненный календарь становится графической моделью, на которой одновременно представлены все изменения.

Обучая детей, заполняя с ними тот или иной календарь, осуществляю познавательное общение с дошкольниками, — показываю, где и что надо изобразить, поясняю, поправляю, в общем, доброжелательно помогаю им освоить это дело. Нет сомнения, что такая совместная деятельность и деловое общение развивают интеллект детей и личность в целом, а именно, развивает у детей наблюдательность, совершенствует их способность к анализу, выделению главного и второстепенного.

Имеющая в уголке литература помогает детям закрепить те знания, которые они получили на занятиях по экологии. Так же из литературы они могут узнать много нового для себя, например: место обитания различных животных и растений, или же как появляются на свет цыплята . Так же в уголке имеется художественная литература, оформленная красочными иллюстрациями. Например: «Кто живёт в пустыне» Г. Ганейзер, «Золотой луг» М.Пришвин, «Лесные домишки» В. Бианки и др. В нашем уголке литературы достаточно, но мы её выставляем не всю сразу. А периодически меняем. В свободное время. Дети с большим интересом её рассматривают, ведут обсуждения между собой, задают вопросы мне, на которые я даю достаточно полные ответы.

В уголке природы мы с детьми постоянно выставляем их работы с природного материала и рисунки фото № 2, 3, 7 . Дети отражают в своих работах взаимосвязь между живыми организмами животными , об их отношениях с окружающей средой, о месте их обитания. Например: поделки коллективные «Кто живёт на лесной поляне, «У бабушке во дворе». Создавая такие совместные работы с детьми и воспитателем, дети знакомятся с изменением жизни живых организмов в разные сезоны. И нужно показать детям, что если уничтожить один из компонентов живой природы, то нарушится цепочка взаимосвязи. В своих рисунках, дети отражают последовательность роста какого-либо растения. Это может быть луковица в банке, посаженая в воду для проращивания, ветки деревьев которые дети нашли на прогулке кем-то сорванные . Создавая для детей все эти компоненты выше описанные уголка природы, помогают нам более объёмно и успешно дать знания детям о великом взаимодействии человека с природой.

Наблюдая за растениями и животными, работая в уголке природы, дети стали замечать то, на что раньше не обращали внимания. Они внимательно относятся к обитателям природного уголка, любят дежурить, с удовольствием ухаживают за растениями, видят их красоту.

Постоянно нужно работать с родителями. Ведь у нас с ними одна цель — воспитывать будущих созидателей жизни. Родители принимают активное участие в оборудовании уголка, приобретении цветов, нужной литературы. Вместе с детьми изготавливают поделки из природного материала.

Каков человек — таков мир, который он создает вокруг себя. Хочется верить, что наши дети, когда вырастут, будут любить и оберегать все живое.

Рубрика: Экологическая игра. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Обсуждение закрыто.