12187. Ж.-Б. Ламарк

Всякий раз, выбирая тему исследования одну из нескольких предложенных, задаёшься вопросом: «А почему именно ее. »

Глобальные экологические проблемы Вспоминаются пресные безжизненные призывы откуда-то из начальных классов: не ломать деревьев, не стрелять из рогатки в птиц, «беречь зелёного друга». С реальными экологическими проблемами сталкиваешься потом задыхаясь от выхлопных газов центральных улиц, получая на ужин рыбу с откровенным бензиновым привкусом, находя очередной весной на месте любимой рощицы заплатки раскорчеванных дачных участков.

Смысл же слова «глобальные» хоть и понимается рассудком достаточно рано, чаще всего большинством из нас так и не осознается до конца никогда Что тоже проблема и тоже экологическая

Ну, а реальное значение глобальности экологических проблем становится очевидным, обычно, лишь тогда, когда сознательно или неосознанно пропускаешь через себя весь объём сообщений о ежедневно разворачивающемся экологическом бедствии под названием «человеческая цивилизация».

Глава I. ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

1. Цели и задачи

Говорить обо всех существующих проблемах глобальной экологии, пожалуй, не имеет смысла. И что будет это, как ни бесконечное перечисление наших каждодневных дел и поступков. Более важным, скорее, кажется определить круг проблем наиболее актуальных страшный круг, душащий планету и обессмысливающий все достижения цивилизации.

Задаваясь же первой частью вечного вопроса: «Кто виноват?», — как хочется всмотреться в то, с чего начиналась сегодняшняя экологическая вакханалия в самое начало человеческой истории. И где, как ни там, следует искать истинный источник такого отношения человека к природе, которое на десятки тысячелетий сделало экологические проблемы актуальнейшими, с точки зрения самого существования жизни на Земле.

Как любая история находит своё продолжение в современности, так и пестрая череда наших, самых разнообразных, контактов с окружающей средой на протяжении прошедших эпох создала для нас тот мир, в который мы погружаемся ежедневно, отрывая головы от своих подушек. Какая картина мира откроется глазу, если попробовать, пусть даже достаточно схематично, обозначить современное состояние некоторых из наиболее актуальных глобальных экологических проблем. И не покажется ли она тем самым зеркалом, на которое нет смысла пенять.

Хотя, пожалуй, человечество не стоило бы своего высокого звания «носителя разумной жизни на планете», если бы важность сохранения окружающей среды не понималась столькими достойнейшими его представителями и борьба в сфере охраны природы не была бы настолько ожесточенной. Поэтому попытка даже небольшого обзора некоторых направлений природоохранной деятельности имела бы смысл даже просто с точки зрения поддержания доброго имени «человека разумного».

2. Круг рассматриваемых вопросов

Как требуют того правила хорошего тона, любой разговор следует начинать с уточнения используемых терминов. В данном случае это имеет особый смысл. Так сложилось, что в сознании современного россиянина за словом «экология» закрепилось значение «охрана природы». В разговоре на улице порой даже можно услышать о каком-то неблагоприятном для обитания месте: «Там такая плохая экология!»

Берем в руки философский словарь. Читаем. «Экология греч. oikos дом, жилище, местопребывание и logos слово, знание, наука наука о взаимоотношениях организмов со средой их обитания. Под организмом в данном случае понимается всё живое на Земле, обладающее способностью обменивать вещества и воспроизводить себе подобное, а средой обитания всё то, что окружает эти организмы, все, с чем они соприкасаются и взаимодействуют» 1 .

Итак, будем считать, что, говоря об «экологии». мы имеем в виду не столько проблемы природоохранной деятельности, сколько все, что касается существования человека в данном случае нас интересует именно этот организм в природной среде. А под «глобальными экологическими проблемами». соответственно, исходя из значения слова «глобальный» ту часть проблем экологии, которая кажется важной для взаимоотношений человечества в целом с природой Земли и оказывает существенное влияние на условия жизни и развития нашей цивилизации.

Кроме того, говоря о взаимоотношениях человека с природой, будем помнить о том, что некоторые ученые смотрят на эту проблему не совсем так, как многие журналисты и авторы популярных брошюр. Например, кому-то могло бы показаться странным, что в видеофильме, посвященном проблемам островов в Заливе Петра Великого на вопрос журналиста о том, одерживает ли природа верх в вечной битве «природа-человек», ученая островной лаборатории ТИНРО эмоционально замечает, что человек в принципе не в состоянии победить природу, поскольку сам является ее природы частью 1. Поэтому, говоря о природе, будем помнить о том, что она всегда останется таковой вне зависимости от степени изгаженности. Насколько же природа эта пригодна для жизни в ней человека тема другой части данной работы

3. Существующие подходы

к исследованию проблемы

Хотя в чём-чём, а в непонимании собственной вины перед природой если вообще так можно ставить вопрос человечество обвинить нельзя. Только в этом веке опубликовано огромное количество научных, научно-популярных, публицистических и совсем уж любительских исследований по теме экзаменационной работы автора. Сняты сотни телепередач, документальных и художественных фильмов, подготовлены километры графиков и таблиц, базы данных объёмом в тысячи гигабайт размещены в международной сети Интернет, почти каждый, хоть сколько-нибудь заметный, литератор 20-го столетия счел своим долгом пусть несколькими словами, но все-таки обмолвиться о вездесущих экологических проблемах.

Мало того, за десятилетия исследований человечеством выработана целая система самых разных подходов к оценке и решению экологических проблем, как таковых. Свои самостоятельные точки зрения на экологические проблемы имеют, кроме экологии, социология, медицина, политология, экономика, психология, этика и многие-многие научные дисциплины. Кроме того, в рамках самой экологии сегодня сложился ряд самостоятельных дисциплин: общая экология, глобальная, эволюционная, космическая, медицинская, сельскохозяйственная, экология животных, растений и т. п. 2

На этом фоне совсем не просто в рамках экзаменационной работы попытаться высказать что-либо новое на исследуемую тему. Хотя так задача, в принципе, и не стоит. Главное, к чему стремится автор, изучив значительный объем доступных материалов, сформулировать свое ощущение степени актуальности стоящих перед человечеством глобальных экологических проблем, а также свое понимание глубинных причин их данных проблем возникновения и обострения.

5. Прилагаемые материалы

Кроме того, к работе прилагается ряд таблиц и схем, иллюстрирующих рассматриваемые вопросы, а также видеоматериалы фрагменты отобранных автором телевизионных передач и самостоятельно подготовленные на основе местных реалий видеоиллюстрации освещаемой темы .

Глава II. ГЛОБАЛЬНЫЕ ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ.

1. Человек и окружающая среда:

история взаимодействия

С какой стороны ни смотри, но говорить о том, что все серьезные изменения, произошедшие в природной среде за время существования планеты, — дело рук человека, было бы верхом самоуверенности. Никто сегодня не будет спорить с тем, что воздействие человека на природу происходит на фоне естественных изменений, масштабы которых порой бывают очень значительны.

Так за последние десятки тысячелетий одним из главных факторов подобных «фоновых» перестроек ландшафтов был климат: существование гигантских ледников на пространствах Северной Евразии и Северной Америки влекло за собой серьезные климатические изменения практически по всей Земле. Исследователи также отмечают наличие определенных циклов для этих самых перестроек.

Например, для Европы или даже, как считают некоторые ученые, для всего северного полушария отмечено общее потепление и увлажнение климата, начавшееся примерно 11-12 тысячелетий назад, после таяния ледникового покрова с волной общего похолодания около 9 тысячелетий назад . Так продолжалось до времени атлантического потепления между 8-5-м тысячелетием тому назад, когда широко распространилась теплолюбивая растительность. В последующий период из-за общего похолодания ландшафтные зоны сместились к югу. Наконец, около 2,5 тыс. лет назад началось некоторое потепление климата. Выделяется нередко и так называемый малый ледниковый период волна общего похолодания, прокатившаяся сравнительно недавно, несколько столетий назад 1 .

Хотя никто не станет спорить и с тем, что в последние десятки тысячелетий с антропогенным воздействием на природу планете приходится считаться рис. 1 .

Интересно, что многие исследователи сам факт появления и значительного распространения человека на Земле называют одной из крупнейших экологических катастроф древности.

Так известно, что формирование и становление кроманьонского человека завершилось в течение считанных тысячелетий. Сравнительно быстро это событие вызвало экологические последствия. И, прежде всего небывалое в геологической истории распространение одного биологического вида практически на всей обитаемой суше. Никогда за миллионы, миллиарды лет ни один вид не имел такого распространения 1 .

Именно тогда и зародилось неразрешимое до сих пор противоречие между катастрофически быстро развивающимся биологическим видом-потребителем природных ресурсов и самой природной средой между человеком и породившей его природой.

Всё если и не абсолютно всё, то многое начиналось, как и водится, с огня. Нет, не с мифического огня Прометея, озарившего человеческое сознание, а с самого, что ни на есть реального пламени

Доказательства варварского истребления лесов первобытными племенами поступают даже не из такого уж давнего прошлого что особо ценно. Голландский мореплаватель А. Я. Тасман и его команда, первыми из европейцев увидевшие берега Тасмании, аборигенов не обнаружили, хотя обратили внимание на клубы дыма, поднимавшиеся в разных местах над лесом. Последующие исследователи острова постоянно сталкивались с лесными пожарами или с обилием костров, разводимых аборигенами. И хотя тасманийцы занимались охотой, рыболовством, собирательством, главным «рычагом», с помощью которого они «переворачивали» свою землю перестраивали ландшафты радикально, — был огонь.

В результате подобной «природопреобразующей деятельности» на обширных пространствах Тасмании произошла смена растительности произошли изменения в характере почвы, изменился климат.

Многие исследователи сходятся на том, что до появления человека, в частности, в Исландии до 40% площади острова были заняты березовыми лесами с примесью ивы, рябины и можжевельника. Со времени освоения Исландии викингами леса стали быстро сокращаться, и ныне их площадь не превышает 0,5%.

В других регионах к подобным же результатам привела система первобытного земледелия, предполагавшего выжигание огромных лесных пространств регулярно — раз в несколько земледельческих сезонов.

Как ни странно воспринимать это нам, привыкшим видеть главную проблему природы в развитии техногенной цивилизации, в числе первых экологических катастроф, привнесенных в жизнь планеты молодым человечеством, называют и последствия такого чистого и безобидного занятия, как самая обыкновенная охота. Именно результатом хищнического истребления целых видов животных археологи, действительно, находят гигантские скопления костей животных на местах былых охотничьих побед , а также воздействия человека на природные комплексы в целом стало то, что во многих регионах мира создались предпосылки для кризиса охотничьего хозяйства, присваивающего природные биологические ресурсы практически без сознательного их возобновления.

Один из крупнейших знатоков ледникового периода американский географ и геолог Р. Флинт, писал об исчезновении групп животных: «вымирание в основном происходило 5000-10000 лет назад. К вымершим животным принадлежат все верблюды, лошади, ленивцы, два рода мускусных быков, пекари, винторогие антилопы, все виды бизонов кроме одного и отдельные виды кошек некоторые из них достигали размеров льва. Исчезли также два вида мамонтов, которые были крупнее современных слонов и были распространены на территории США почти повсеместно». 1

На отдельных изолированных территориях Австралия, Тасмания и др. , где отсутствовали пригодные для ведения сельского хозяйства виды животных и растений, первобытное общество настолько подорвало ресурсы существующих природных комплексов, что вступило в полосу застоя и даже некоторого технического и социального регресса. И хотя сохранился прежний уровень хозяйственного развития, хищническая эксплуатация природных биологических ресурсов вызывала последовательную деградацию окружающих ландшафтов, уменьшение или качественное ухудшение используемых биологических ресурсов. Общество часть природы не могло оставаться вне этого процесса.

Интересен тот факт, что учеными доказана большая продуктивность нетронутых человеком естественных природных комплексов чем экосистем, искусственно им созданных. И это актуально даже для сегодняшнего уровня развития сельского хозяйства. А, следовательно, и собирательство и охота на начальном этапе должны были быть более эффективны, чем земледелие и скотоводство. Но только в том, случае, если окружавшая человека природа не переживала очередную экологическую катастрофу. Именно разрушающее воздействие человека на окружающую среду стимулировало, как ни странно это звучит, развитие цивилизации в поисках новых ресурсов человечество постепенно переходило от присваивающего хозяйства к производящему.

Однако вслед за одной бедой спешила другая. Созданная примитивными способами новая природная среда чрезвычайно хрупка, быстро истощает почву и нежизнеспособна в обычных условиях будучи оставленной человеком после истощения . Выжигание растительности, рыхление поверхности земли в сочетании с уничтожением деревьев и кустов наносит значительный ущерб почве, приводит к эрозии. Поэтому осваиваемые первобытным человеком участки земли вскоре приходили в полную непригодность и люди вынуждены были искать новые территории. Следами тех экологических катастроф древности, выглядящими сегодня в наших глазах, как извечные степи и пустыни, планета покрыта до сих пор.

Именно поэтому экологические проблемы древности не были и не могли быть стимулом только прогресса человечества. Необходимость доступа к получению ресурсов природы, осложнявшаяся, в том числе и природоразрушающей деятельностью человека, толкала племена к конфликтам с более обеспеченными соседями. Хотя необходимость оборонять от соседей богатства, полученные от природы, с другой стороны, заставляла первобытные племена укреплять свои поселения, учиться возводить крепостные валы и т. п. но это тема уже совсем другого разговора

Именно так человечество прошло с окружающей его природной средой бок о бок сквозь десятки, сотни тысячелетий борясь с миром за существование и создавая себе победами в этой борьбе только всё новые и новые проблемы

2. Глобальные экологические проблемы современности

Новое время человечество, с точки зрения отношений с природной средой, начало практически под тем же знаком, и всю свою историю существование человеческой цивилизации по-прежнему остается крупнейшей экологической проблемой современности. Но поскольку экология это наука о взаимоотношении видов со средой, а в данном случае нас больше других интересует один конкретный вид сам человек — то оставим эту проблему без решения и перейдем к другим, пусть менее глобальным, но все-таки гораздо более поддающимся решению

За прошедшие тысячелетия цивилизация и технологии сделали заметный скачок в своём развитии. Изменился вид человеческих поселений, канули в Лету языки древности, сам внешний облик «человека разумного» изменился до неузнаваемости. Но одно в жизни человека осталось неизменным: все, что цивилизация способна собрать в своих амбарах, складировать за высокими заборами специальных баз, распихать по полкам домашних шкафов и холодильников все это взято из окружающей среды. И весь ритм жизни человечества, как в прошедшие эпохи, так и сегодня, определялся одним возможностью доступа к тем или иным природным ресурсам.

За годы такого сосуществования с природой запасы природных ресурсов заметно сократились. Правда, сама природа позаботилась о том, чтобы обеспечить человека, вечного иждивенца, в том числе и практически неисчерпаемой ресурсной базой рис. 2 .

Но автор считает, что природы, как и денег, много не бывает. Не известно, что на этот счет думают все жители планеты, но их влияние на природу ощущается практически везде рис.3 . Далее автор попытается охарактеризовать текущие взаимоотношения человека и всего окружающего его мира условно говоря, человек и земля, воздух, вода и братья наши меньшие .

Как известно, суша в настоящее время составляет 1/6 планеты ту часть планеты, на которой и обитает человек. Именно поэтому автор попытается объяснить важность охраны литосферы.

Охрана почв от человека является одной из важнейших задач человека, так как любые вредные соединения, находящиеся в почве, рано или поздно попадают в организм человека.

Во-первых, происходит постоянное вымывание загрязнений в открытые водоемы и грунтовые воды, которые могут использоваться человеком для питья и других нужд.

Во-вторых, эти загрязнения из почвенной влаги, грунтовых вод и открытых водоемов попадают в организмы животных и растений, употребляющих эту воду, а затем по пищевым цепочкам опять-таки попадают в организм человека.

В-третьих, многие вредные для человеческого организма соединения имеют способность аккумулироваться в тканях, и, прежде всего, в костях.

По оценкам исследователей, в биосферу поступает ежегодно около 20-30 млрд. т. твердых отходов, из них 50-60 % органических соединений, а в виде кислотных агентов газового или аэрозольного характера около 1 млрд. т. И всё это меньше чем на 6 млрд. человек!

Как же вещества-загрязнители литосферы попадают в почву? Различные почвенные загрязнения, большинство из которых антропогенного характера, можно разделить по источнику поступления этих загрязнений в почву:

Банк рефератов / Экология, охрана природы

Проблемы экологической безопасности автомобильного транспорта являются составной частью экологической безопасности страны. Значимость и острота этой проблемы растет с каждым годом. В инфраструктуре транспортной отрасли России насчитывается около 4 тыс. крупных и средних автотранспортных предприятий, занятых пассажирскими и грузовыми перевозками. С развитием рыночных отношений появились в большом количестве коммерческие транспортные подразделения небольшой мощности. В 2000 году в РФ функционировало свыше 400 тыс. субъектов транспортного рынка различных форм собственности. Рост автопарка, изменение форм собственности и видов деятельности существенно не повлияли на характер воздействия автотранспорта на окружающую природную среду. Вызывает тревогу тот факт, что несмотря на проводимую работы, выбросы загрязняющих веществ в атмосферу от автотранспортных средств увеличивается в год в среднем на 3,1%. В результате величина ежегодного экологического ущерба от функционирования транспортного комплекса России составляет более 3,5 млрд. долл. США и продолжает расти. Автомобильный парк России в 2000 году составлял 27,06 млн. шт. в том числе 20,12 млн. легковых автомобилей, 4. 57 млн. грузовиков, 650 тыс. автобусов и 1,72 млн. прицепов и полуприцепов. Средний возраст автотранспортных средств остается значительным и составляет 10 лет, в том числе 10% парка эксплуатируется свыше 13 лет, полностью изношены и подлежат списанию.

Один автомобиль ежегодно поглощает из атмосферы в среднем более 4 т кислорода, выбрасывая при этом с отработанными газами примерно 800 кг угарного газа, 40 кг оксидов азота и почти 200 кг различных углеродов. В результате по России от автотранспорта за год в атмосферу поступает огромное количество только канцерогенных веществ: 27 тыс. т бензола, 17,5 тыс. т формальдегида, 1,5 т бенз а пирена и 5 тыс. т свинца. В целом, общее количество вредных веществ, ежегодно выбрасываемых автомобилями, превышает цифру в 20 млн. т.

Необходимо отметить, что с точки зрения наносимого экологического ущерба, автотранспорт лидирует во всех видах негативного воздействия: загрязнение воздуха 95%, шум 49,5%, воздействие на климат 68%.

Экологические проблемы, связанные с использованием традиционного моторного топлива в двигателях транспортных средств, актуальны не только для России, но и для всех стране мира. Во многих странах мира приняты жесткие требования по экологизации автотранспорта. В результате с 1993 года по 1999 год количество вредных веществ в отработанных газах автомобилей за рубежом снизилось примерно в 2 раза, а всего за последние 40 лет содержание токсичных компонентов уменьшилось на 70% /2/. В настоящее время многие зарубежные моторостроительные фирмы взяли курс на решение задачи достижения нулевой Zero токсичности отработанных газов. Их многолетний опыт показывает, что добиться этого можно только в случае использования альтернативных не нефтяных видов моторного топлива. Именно поэтому, практически все перспективные экологически чистые автомобили, проектируются под альтернативные виды топлива.

Безусловно, значительные материальные затраты на создание экологически чистых машин, связаны не с благородством и альтруизмом западных моторостроительных компаний, а определяются давлением государственных законов. Косвенно эти законы коснулись и Россию — в нам хлынул поток зарубежных автомобилей, которые в развитых странах были признаны экологически не безопасными, тем самым пополнив отечественный автопарк автомобилей, наносящих колоссальный ущерб экологии наших городов. Справедливости ради необходимо признать, что производимые в России автомобили отстают на 8-10 лет по всем показателям в том числе и по экологии от автомобилей, выпускаемых в настоящее время в промышленно развитых странах. Так, только со следующего года Автоваз собирается выпустить новый легковой автомобиль, работающий на альтернативном топливе, нормы выбросов токсичных компонентов в выхлопных газах которого, будут соответствовать Евро-2 . Но эти нормы в Европе уже отметены три года назад и введены новые более жесткие нормы Евро-3 .

Роль государства в вопросах экологизации автотранспорта особенно красноречива видна на примере США. За последнее десятилетие в США принято ряд законодательных актов, в которых самое пристальное внимание уделяется проблеме улучшения экологической обстановки в городах и населенных пунктах. В их числе: Закон Об альтернативном моторном топливе , Закон О чистом воздухе , Закон Об энергетической политике . На основе этих законов Министерство энергетики США значительно расширило научно-исследовательские работы в секторе потребления энергоресурсов в автотранспорте и разрабатывает новые программы по ускоренному широкомасштабному использованию альтернативных видов топлив.

Как и во всем мире, в США в вопросе экологизации автотранспорта основной упор делается на замещение нефтяного топлива природным газом. Это отчетливо видно по динамике изменения применения альтернативных моторных топлив в прогнозах на следующие 10 лет.

В таблице №1 приведены экспертные оценки по строительству заправочных станций и переводу транспорта на альтернативные виды топлива в США до 2010 года.

Широкое применение природного газа как наиболее чистого альтернативного моторного топлива возведено в ранг государственной политики. Ни для кого не секрет, что именно с этой целью все свое президентство Билл Клинтон ездил на автомобиле, работавшем на природном газе.

Приоритетность природного газа, как наиболее перспективного экологически чистого моторного топлива, очевидна для многих стран мира. В Канаде, Новой Зеландии, Аргентине, Италии, Голландии, Франции и других странах успешно действуют национальные программы перевода автотранспорта, в первую очередь городского, на газомоторное топливо. Для этого разработана соответствующая нормативно-законодательная база: ценовая, налоговая, тарифная, кредитная. В результате налицо явный прогресс. В Нидерландах более 50% всего автотранспорта используют в качестве топлива газ, в Италии более 20%. 95% автобусного парка Вены и 87% парка Дании работают на газе. В странах Западной Европы для стимулирования газификации автотранспорта предусматривается существенное уменьшение налогов на автомобили, использующие газовое топливо. В среднем, эта разница составляет 1,5-2 раза, кроме того, автовладельцы после конверсии автомобиля освобождаются от налоговых выплат на 3 года. С 1996 года в Великобритании и Франции существенно уменьшены налоги на автомобили, использующие газовое топливо. В Германии эта разница составляет 1,5 раза, в Нидерландах 1,7 раза /3/.

В начале 90-х годов прошлого столетия Правительство РФ также стало принимать определенные меры по решению проблем экологизации автотранспорта. Постановлениями Правительства РФ от 15 января 1993 года № 31 О неотложных мерах по расширению замещения моторных топлив природным газом и от 2 ноября 1995 года № 1087 О неотложных мерах по энергосбережению , в частности, предусмотрено осуществить замену дефицитных нефтяных видов топлива альтернативными, а также сократить объем потребления бензина за счет увеличения выпуска автотранспортных средств, работающих на газообразном топливе. В связи с этим перевод автомобильного транспорта на природный газ становится важнейшей государственной задачей для России.

Однако в последнее годы вопросы экологизации автотранспорта и широкого использования природного газа в качестве моторного топлива явно стали буксовать на федеральном уровне. С 1999 года по коридорам власти гуляет проект Закона Об использовании природного газа в качестве моторного топлива , не ясна судьба и другого, не менее важного для России, закона Об обеспечении экологической безопасности автотранспорта , разработанного Комитетом Государственной Думы по экологии. Хотелось бы надеяться, что приоритеты здоровья нации будут выше, чем чьи-то ведомственные интересы.

Введение на территории России с 1 января 2001 года нормы Евро-2 пока является чисто декларативным актом, поскольку, нерациональная структура отечественной нефтепереработки недостаточны мощности вторичных процессов определяет низкое качество производимых бензинов и дизельного топлива, не соответствующих современным требованиям. С другой стороны, качество отечественных автомобильных двигателей оставляет желать лучшего. Российские двигатели в большинстве уступают зарубежным по таким показателям, как удельная мощность, экономичность, шумность, эксплутационная технологичность, экологичность и ремонтопригодность. Согласно постановления Правительства Российской Федерации от 15 марта 1999 года № 286 Основные направления развития автомобильной промышленности России на период до 2005 года и проекта Федеральной целевой программы Развитие автомобильной промышленности России на период до 2005 года выпуск отечественных автомобильных двигателей, отвечающих современным требованиям по сохранению окружающей среды, следует ожидать не ранее 2010 года. Поэтому, в настоящее время единственным путем повышения экологичности автотранспорта является его перевод на природный газ, что обеспечит сокращение вредных выбросов в окружающую среду двигателями автомобилей до уровня, отвечающего жестким европейским нормам см. таблицу №2 .

Проблема перевода автотранспорта на природный газ представляет собой решение комплекса сложных задач, среди которых наиболее значимыми являются: серийное производство газобаллонных автомобилей создание инфраструктуры сети заправочных комплексов разработка и производство надежного газобаллонного оборудования создание сервисной сети для переоборудования автотранспортных средств подготовка кадров правое и рекламно-информационное обеспечение и т.д. В связи с чем, программы газификации автотранспорта и улучшения экологической обстановки могут быть реализованы не только по указу сверху, но и при поддержке и непосредственным участие региональных властей /4/.

Наиболее ощутимые результаты по экологизации дорожного транспорта и применению газовых моторных топлив достигнуты в г. Москве. Московская Программа газификации транспорта основана на совместном Постановлении Правительства Москвы и Правления РАО Газпром от 26.11.96 №943/134 и Постановлении Правительства Москвы от 5 июня 2001 года №510-ПП О дополнительных мерах по расширению использования газа метана в качестве моторного топлива . Стратегической целью этой Программы является изменение структуры действующего в Москве автопарка, за счет переводу автобусов городского пассажирского транспорта, муниципального грузового и ведомственного транспорта на природный газ, с тем чтобы к 2005 году не менее 40% эксплуатирующейся муниципальной автотехники использовало в качестве моторного топлива природный газ и по экологическим характеристикам отвечало нормам выбросов Евро-2 .

Для реализации принятой Программы созданы Рабочая группа при Правительстве Москвы и Фонд экологизации транспорта Мосэкотранс . Фонд экологизации транспорта Мосэкотранс осуществляет финансирование мероприятий по улучшению экологической обстановки в городе и контроль за целевым использованием средств, выделяемых на их реализацию. В настоящее время проделана огромная организационная работа, к участию в Программе привлечено более 100 предприятий и коммерческих структур, среди которых ОАО НК Лукойл , ОАО Газпром , РАО ЕЭС , ОАО НК Роснефть , КБ Автобанк , КБ Русский Банк Развития , Тюменская нефтяная компания и др.

Серьезность намерений Правительства Москвы сделать окружающий городской воздух чище и заставить водителей автотранспортных средств выполнять требования Евро-2 подтверждается и созданием экологической милиции. Москва пока единственный город в России, где функционирует Управление милиции по предупреждению экологических правонарушений , созданное на основании Постановления столичного правительства №849 Об Управлении по борьбе с правонарушениями в области охраны окружающей среды ГУВД г. Москвы . В функции этой милиции входит проверка у автомобилей нормы токсичности отработанных газов и штрафование водителей за их превышение.

И хотя можно спорить о правовой обоснованности такой милиции, однако это реальный шаг к цивилизованному обществу. Цивилизация это не только демократия, горячая вода и свет, но и право каждого человека дышать свежим, а главное, чистым воздухом в месте, где он живет. Чистый воздух не купишь в магазине, его надо просто не пачкать.

Следует отметить, что проблемы газификации автомобильного транспорта с успехом могут быть решены не только в Москве, но и на местном уровне в любом регионе России. Именно местные власти могут широко использовать предоставленные им законодательством налоговые и тарифные стимулы для расширения использования газомоторного топлива на транспорте. Положительные примеры такого подхода в Российской Федерации уже имеются. В Республике Татарстан, Алтайском крае, Белгородской, Брянской, Воронежской, Оренбургской, Самарской и ряде других областей утверждены региональные программы для реализации этих вопросов. Завершается подготовка программ в Вологодской, Костромской, Ленинградской, Саратовской и Тамбовской областях. В Кабардино-Балкарской Республике, Владимирской, Липецкой, Пензенской областях задачи по газификации автотранспортных средств определены правительственными постановлениями. Томской областной Думой принят закон Об использовании природного газа в качестве моторного топлива .

Газификация автотранспорта это не только решение экологических проблем, но и экономия бюджетных средств моторное топливо из природного газа стоит наполовину дешевле нефтяного . Так, на московском автокомбинате №41 несколько лет назад полностью перещли на газ /5/. На сегодняшний день автопарк комбината насчитывает 150 автомобилей, работающих на сжатом природном газе. Эксплуатация этих газомоторных автомобилей позволяет в месяц экономить на топливе свыше 300 тыс. руб. Исследования выполненные компанией Ленавтогаз показывают, что предприятия, которые перевели свой автопарк на природный газ, уже через год ощутили конкретный экономический эффект. В таблице №3 приведены данные экономической выгоды конвертации автомобильного транспорта на газовое моторное топливо.

Таким образом, массовый перевод отечественных автомобилей на природный газ является наиболее рациональным, ресурсообеспеченным и экологически приемлемым путем повышения эффективности и экологизации автомобильного транспорта России.

Список литературы

1. Е.Криницкий. Экологичность автотранспорта должен определять Федеральный закон.// Автомобильный транспорт, №9, 2000. стр. 34-37.

2. Гурьянов Д.И. Экологически чистый транспорт: направления развития.//Инженер, технолог, рабочий. №2, 2001. стр. 12-14.

3. С. Жуков. Природный газ моторное топливо XXI века. // Промышленность сегодня, №2, 2001. стр. 12.

4. Кириллов Н.Г. А воз и ныне там проблема экологизации автомобильного транспорта Санкт-Петербурга.//Промышленность Сегодня, №11, 2001. стр.13.

5. Бензин, потеснись.//Фактор, №3, 2001. стр40-41.

Рубрика: Экологическая игра. Добавьте постоянную ссылку в закладки.

Обсуждение закрыто.